С 1 сентября нынешнего года весь инспекторский состав должен
контролировать дорожное движение и следить за его безопасностью по
новым правилам.
Оформлять нарушения и аварии, отстранять от управления автомобилем и
направлять на мед освидетельствование водителя, и даже представляться
сотрудники ДПС будут по регламенту.
Он появился на свет в рамках
административной реформы и стал одним из первых в деятельности
Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты
федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и
граждане.
Как заверили в департаменте обеспечения безопасности
дорожного движения МВД, все их требования были учтены при подготовке
последней редакции.
Надо сказать, что до вступления в силу этого
документа инспекторы следили за порядком в соответствии с наставлением
по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999
году. И вот на смену ему пришли два документа: административный
регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной
службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при
общении с гражданами. Второй документ - своего рода внутренний
распорядок. Он носит гриф "Для служебного пользования" и не
публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным
регламентом.
Итак, в чем разница между административным
регламентом и нынешними наставлениями? В нем пошагово расписаны все
действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только
об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.
С какой стороны подходить к машине
Понятно,
что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен
даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не
ограничиваются. В регламенте расписано, с чего должно начинаться
общение между инспектором и водителем и как оно должно проходить.
Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное
звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
Заметьте, теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного
движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того, что
граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить это
формальное приветствие довольно затруднительно. А это, в свою очередь,
было поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться на
инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.
О
взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано
так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком
исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и
принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с
внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию
автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение,
не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли
водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный
автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор
должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно
осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При
наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при
нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и
других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной
стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины
для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя
признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для
проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного
средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении
процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение
создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить пройти
в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить
только тогда, когда его участие необходимо для оформления
процессуальных документов.
Засада в законе
Очень
много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В
регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием
транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям
Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что
патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на
наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая
схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных
звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в
постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и
автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше
сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то
сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской,
либо сотрудником в форменной одежде.
Таким образом, скрытое
патрулирование допускается, но при нескольких условиях: если автомобиль
без спец окраски, то инспектор должен быть в полной форме. Либо
работать в паре с нормально раскрашенным автомобилем или с постом.
В
любом случае сотрудник ГИБДД не может останавливать машину там, где
стоянка запрещена. А если такое происходит, то на патрульном автомобиле
должны быть включены спецсигналы.
Осмотр под угрозой досмотра
Это,
пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между
осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком
второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля
и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть
ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения,
что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при
которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами -
это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных
документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот
если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже
проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
Пьян по всем правилам
В
регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление
нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился
в своих подозрениях насчет того что водитель нетрезв, он должен
предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у
инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на
ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот
измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в
порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется
направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно
тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на
медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается
воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у
инспектора есть подозрения, что несмотря на показания алкотестера,
водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.
Кстати,
тема доставки водителя - довольно интересна. Она еще раз проявляется в
пункте о задержании транспортного средства. Если машину задержали
где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке
водителя до ближайшего населенного пункта.
Один из главных
спорных вопросов - это единство закона для всех. Почему у нас на
дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними
поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном
регламенте. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания
полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом
нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести
освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на
медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения
причины.
Надо также сказать, что это первый и возможно
единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или
иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с
особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для
оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать
свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а
действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.
Полый текст нового регламента ГИБДД читайте на Drom.ru в разделе Автоправо. Перейти к прочтению.
Источник: Российская Газета
1. Да | 0 | (0%) | |
2. Да, но ненамного | 1 | (100%) | |
3. Нет, но ненамного | 0 | (0%) | |
4. Нет | 0 | (0%) | |
Всего: | 1 |