Иногда лучше промолчать.
— Помню, были мы на итальянской дизайнерской фирме I.DE.A, — вспоминает
Валерий Козенков, главный конструктор Лады Приоры. — Зашла речь о
Логане, и я сказал то, что думаю: мол, некрасив. А итальянцы в ответ:
вообще-то, Logan проектировали мы…
Мы выходим на перекур из новейшей грузопассажирской Лады Приоры.
Оказавшийся рядом калининградский шашлычник долго смотрит на наш
автомобиль:
— Это че, Приора-универсал? Не, уж лучше взять подержанную иномарку…
Козенков глубоко затянулся сигаретой.
Главный конструктор Приоры Валерий Козенков всю жизнь посвятил АвтоВАЗу: сюда он пришел в 1974 году, сразу после института |
Устраивать тест-драйв Приоры в Калининграде было нелогично. Когда седан показывали в Сочи (АР №8, 2007), а хэтчбек в Крыму (АР №12, 2008),
от местных джигитов не было отбоя. На Юге России популярность «вазиков»
даже выше, чем в родном Тольятти! Если в Автограде на них приходится
73,5% автопарка, то в дагестанском Хасавюрте уже 74,1%! А в
Калининграде, самом западном городе России, их доля в десять раз
меньше. Тут правят бал старые иномарки — вечные Мерседесы серий W124 и
W123, двадцатилетние Фольксвагены, Форды, Опели…
И все же
есть у Приоры с Калининградом общее — и там и там сквозь настоящее
отчетливо проглядывает прошлое. Современные кварталы в стиле старого
Кенигсберга, светодиодные светофоры, а напротив — убогие постройки из
грязно-серых панелей и воронки дорожных колдобин.
Универсал Приора в версии Люкс поначалу кажется детищем XXI века: АБС,
две подушки безопасности, климат-контроль, парктроник, датчик дождя и
света. Даже дизайн не отталкивает — модный наклон задних стоек,
стильные капли фонарей (как говорит Козенков, «с шишечками»). С главной
задачей — уйти от тяжеловесного образа «одиннадцатой» — вазовский
дизайнер Михаил Пономарев, известный нам по концептуальному родстеру
девятилетней давности (АР №17, 2000), справился отлично.
Зазоры между кузовными панелями кое-где великоваты, где-то
неравномерны, но не пугают — похоже, что культура производства Приор
медленно, но улучшается. По сравнению с прошлым универсалом ВАЗ-2111,
где кузовные панели, бывало, терлись друг о друга (АР №8, 2008),
Приора — это, бесспорно, шаг вперед. Например, штампы для многих
внешних панелей изготовлены японской фирмой Fuji. Японская же оснастка
используется для внутренней панели двери багажника. «Для гарантии. Если
японцы сделают только облицовку, а мы — внутренности, то они могут не
состыковаться!» — объясняет Козенков.
Интересно, почему? Неужели у нас с японцами настолько разные квалитеты, то есть понятия о точности изготовления?
Главное
«кузовное» новшество в том, что задние крылья стали цельными — без
стыка у основания стойки. Это позволило избавиться от лишних операций —
не нужно отдельно красить пластиковую накладку стойки, попадать в цвет
и мучиться с ее подгонкой, если пластик вдруг покоробится. Упразднение
одной лишь накладки сэкономило около 80 рублей себестоимости. А кузов,
усиленный еще и растяжками под крышей, стал почти в полтора раза жестче
на кручение — 11000 Нм/град против 7400 Нм/град у «одиннадцатой».
И еще о «стыковке» квалитетов. Любопытно, что все три «багажных» стекла
универсала (а на некоторых Приорах и лобовое стекло) поставляются… из
Китая! Даже с учетом доставки выходит дешевле, чем покупать стекла у
Борского завода. А вскоре Китай начнет снабжать АвтоВАЗ и шинами: два
года назад тольяттинцы их забраковали, но теперь, мол, качество
подтянулось.
«Геометрия» багажника универсала практически не изменилась: проем
большой, порожек невысок, а объем — на 100 литров больше, чем у
«универсальной» Калины: 444 л против 350 л в варианте «под полку». Но
если раньше дверь была изнутри обтянута неприглядной «тряпкой», то
теперь у нее аккуратный пластиковый кожух и удобная ручка для
закрывания. А вот запланированную «рулонную» шторку (под нее уже есть
все выемки-зацепки) помешал внедрить взлетевший курс евро — в версии
Люкс она все же будет, а универсалы попроще пока останутся с обычной
жесткой полкой.
Задние сиденья пока тоже старые — сносные по удобству, но несносные по
трансформации. Подушка и спинка откидываются легко, но нажимать
фиксаторы подголовников и тянуть «солдатики» спинок приходится изо всех
сил. Благо к концу следующего года штампы сиденья должны износиться, а
новые уже будут рассчитаны на модернизированный диван — с более удобным
профилем, «кнопочным» механизмом складывания спинки и утапливаемыми
Г-образными подголовниками. Я не преминул припомнить Козенкову механизм
складывания заднего сиденья Приоры-седана, справиться с которым без
помощи «какой-то матери» у нас не получалось ни разу.
— А седан и не предназначен для раскладки, — буркнул Козенков. — Я бы
вообще посадил ту спинку на болты. Хочешь сложить — бери ключ!
Интересно, что так считают не только вазовцы, — в том же Логане спинка на болтах…
Тяну вихляющуюся ручку водительской двери, плюхаюсь в аморфное
«десяточное» кресло — и снова, как и во время прошлогоднего теста (АР №19, 2008), не могу сдвинуть его по салазкам.
— Если есть шанс поставить салазки криво, то сборщик поставит их криво. Менталитет, — реагирует на мое ерзание Козенков.
Фиксаторы подголовников и тугие «солдатики» спинки (на фото) — враги трансформации | Багажная дверь теперь с пластиковой обивкой и ручкой для закрывания. Сетка — привилегия версии Люкс |
Крышка бардачка перекошена, под блоком управления светом — щель
толщиной в палец. Приора-седан, прошедшая наш ресурсный тест (АР №5, 2009),
была собрана аккуратнее! Зато эта машина потише на ходу. Даже коробка
передач не звенит на разгоне! Но зудит очечник («сменили материал на
более дешевый, а он дал иную усадку»), что-то пощелкивает при поворотах
руля, что-то шелестит в дверях после 80 км/ч, а с заднего сиденья
слышится поскрипывание пластиковой окантовки «багажных» окошек. На
вазовском языке это называется нефункциональными шумами. Но в ответ на
мои «почему» Козенков указывает на выемки для облегченного доступа к
солнцезащитным козырькам и яркую лампочку-индикатор включенного
кондиционера — вот, мол, работаем, реагируем на замечания журналистов.
А что до остальных изъянов…
— Если бы переднюю панель делали
так, как ее рассчитывали в итальянской фирме Carcerano, то она была бы
ровнехонькой. Но и технологию соблюдают не всегда, и сборщики подводят…
Квалитет не тот? Или менталитет?
Отличие универсала от седана по шасси — лишь более жесткие задние
пружины. Но на плавности хода это почти не сказалось: Приора
по-прежнему вздрагивает на «почти ровном» покрытии, зато не
раскачивается на волнах и позволяет смело мчать по крупным колдобинам.
Разгонная динамика и управляемость — тоже как у седана. Уверенная тяга
98-сильного «шестнадцатиклапанника» 1.6 (это пока единственно возможный
двигатель для универсала) и нечеткий, разболтанный механизм
переключения передач. Та же встающая «колом» педаль тормоза, которая
сбивает с толку и требует дотормаживания в последний момент, — и та же
«длинная» рулевая «рейка» (почти четыре оборота от упора до упора!),
вынуждающая вращать баранку с перехватами.
А где «короткий» рулевой механизм, который мы ждем уже несколько лет?
Оказывается, тольяттинская фирма Рулевые системы, используя
комплектующие ZF, давно наладила выпуск «укороченных» реечных
механизмов с гидроусилителем, но их ставят только на Приоры без
кондиционера. А машины с кондиционером оснащаются электроусилителем —
чтобы не увеличивать нагрузку на двигатель и не усложнять привод
навесных агрегатов. Но почему бы тогда не наладить выпуск обычной
«короткой рейки», которую можно использовать с электроусилителем?
«Дорого, — отвечает Козенков. — На это нужно 18 миллионов евро».
Кстати, всего на разработку универсала потрачено 950 миллионов рублей,
то есть около 22 миллионов евро. А весь проект «Приора» обошелся
примерно в четыре миллиарда рублей.
А если завтра заводу дадут обещанные Путиным 25 миллиардов, внедрят ли
вазовцы «короткий» руль? «Не раньше чем через полгода, — говорит
Козенков. — Пока оборудование установят, пока наладят…»
Но прогресс есть, есть. Например, в очередной раз упрочнен сварной шов
в месте соединения стабилизатора с балкой задней подвески. Уверяют, что
такая же балка вскоре появится и на седане с хэтчбеком (на нашей
«ресурсной» Приоре сварка не выдержала). Следующий шаг — установка
более длинных буферов отбоя амортизаторов, чтобы приглушить «озвучку»
неровностей и сделать подвеску более цельной. А затем Козенков хочет
пойти по «иномарочному» пути — и сэкономить пару сотен граммов,
уменьшив диаметр передних амортизаторов и, возможно, самих стоек. «В
таких деталях и кроется настоящий инжиниринг!» — зажигается искра в его
глазах.
Планов по развитию Приоры — громадье: семиступенчатый «автомат» российской фирмы КАТЕ без гидротрансформатора (АР №17, 2006),
моторы 1.8 с изменяемыми фазами впуска, система «старт-стоп»… Пока же и
без этих новшеств до конца года планируется выпустить около 20 тысяч
комби-Приор (13% от всего семейства), а в следующем — уже 35 тысяч. Это
вдвое больше, чем в прошлом году было продано «универсальных» Калин!
Но неужели Приору-универсал будут покупать за те 357107 рублей, что
назначены за богато оснащенную версию Люкс? Будут. Потому что другого
столь же вместительного универсала за сопоставимые деньги просто нет —
близкая по грузопассажирским возможностям Skoda Fabia Combi дороже
минимум на 140 тысяч рублей. А универсал Калина хоть и на 50 тысяч
дешевле, но и поклажи увезет меньше. Вдобавок вскоре в продаже
появится и версия Норма — за 340 тысяч рублей с АБС и кондиционером, а
без них — за 314 тысяч.
А как же недоделки? Все эти плохо пригнанные пластмасски, скрипы и
шорохи, заедающее сиденье, «дубовые» тормоза… Неужели покупателям
по-прежнему все равно?
— Мы смотрим на реакцию рынка, — говорит Козенков. — Потребители
мирятся… Если уж на то пошло, то ни один автомобиль в мире не встает на
производство полностью доведенным. А нам надо торопиться: конвейер —
самый злой кукушонок. Когда он орет — расшибись, а накорми!
В следующем году на ВАЗе обещают начать сборку универсалов Lada Logan.
Мало того что это прямой конкурент Приоре-универсалу, так еще и криво
поставить салазки там будет нельзя. Интересно, что победит —
французский квалитет или вазовский менталитет? Судя по нешуточным
скандалам вокруг мест в топ-руководстве АвтоВАЗа, менталитет без боя не
отступит.
А Приора-универсал уже в продаже.